Железнодорожному району Ростова-на-Дону исполнилось 85 лет. Решение о его создании было принято Ростовским горисполкомом в августе 1937 года. Однако история этой местности куда более старше и хранит до сих пор свою самобытность, память о ярких событиях и людях старейшей земли донской столицы.

Например, депутат Государственной Думы от Ростовской области Антон Гетта считает, что историю Железнодорожного района можно отсчитывать с 1747 года. «Славная история развития, возможно даже, и всей Ростовской области отсчитывается с нашего родного Железнодорожного района, - говорит он. - В 1747 году, когда казаки организовали здесь станицу Гниловскую и стали жить, они, собственно говоря, тогда и положили начало и нашему району, и всему Ростову. А если совсем углубиться в историю, то мы поймём, что Гниловская – одна из древнейших точек обитания людей на Дону, возникшая до нашей эры».

С депутатом сложно не согласиться, ведь некоторые исследователи предполагают, что именно в этих местах в X–VIII веках до нашей эры располагалось пристанище сарматских и греческих племен, а Нижне-Гниловское поселение входило в цепочку из девяти позднеантичных поселений по донскому берегу к востоку от Танаиса. Но это история очень древняя.

В более позднее время - с XVIII-XIX в этой местности начали появляться Городище, Лягушевка, Зимовники, Олимпиадовка, Нагорье, Ленгородок, Красный город-сад. Из этих посёлков формировался до Октябрьской социалистической революции 1917 года и в первые годы советской власти будущий Железнодорожный район. Тогда он, правда, носил имя Затемерницкого поселения, а ещё ранее - Бессовестной слободки. В советские годы он прирастал казачьими станицами и хуторами - Гниловской, Кумженским, Семерниковым, Камышевахским, деревней Любушкино.

Так удивительный Железнодорожный район становился лоскутным полотном, на котором сама жизнь и история писали общий рисунок. Все посёлки, станицы, хутора и деревни этой местности всегда могли похвастаться  смелыми жителями, которые в борьбе отстаивали своё право на самобытность.

Рабочие Ленгородка и окрестных посёлков в годы стачек, баррикад и трёх русских революций в борьбе отвоевали свои свободы. В годы Великой Отечественной войны уже вместе с казаками и сельскими жителями Железнодорожного района в борьбе отстояли свою свободу.

Сегодня в районе сохранилась своя историческая застройка, памятные места и особенные природные заповедники - Ботанический сад, родник Гремучка, Кумжинская роща.

"Железнодорожный район имеет богатейшую историю, - говорит депутат Ростовской-на-Дону городской Думы Сергей Авакян. - В годы Великой Отечественной войны именно здесь, у железнодорожного вокзала, в цехах электровозоремонтного завода шли ожесточенные бои за освобождение Ростова. Память о тех событиях – мемориальный комплекс «Памяти жертв фашизма в Змеевской балке», мемориальный комплекс «Кумженская роща», обелиск 248- й стрелковой дивизии, памятное место «Крест», памятник «Погибшим в боях за Родину выпускникам аэроклуба»".

 «Что касается сегодняшнего дня, то Железнодорожный район неотрывно связан, прежде всего, с железнодорожниками, - говорит депутат Госдумы Антон Гетта.  - Здесь находится не только железнодорожный вокзал и две крупные станции, но и другие предприятия железнодорожного комплекса. Кроме того, в районе работает единственный на юге России Железнодорожный музей под открытым небом – в переулке Казачьем, а его архивная часть расположена в здании ДК Железнодорожников (в прошлом – имени Ленина) на улице Гусева».

Но главное, по словам депутата, в Железнодорожном районе – это его жители, добрые, открытые, приветливые. «Ради этих людей хочется работать, - говорит Гетта. – Равняясь на таких аксакалов, как Николай Васильевич Шевченко – первый глава Железнодорожного района уже в постсоветской России, сделавший немало для жителей «железки», как Арутюн Арменакович Сурмалян, о котором впервые услышал в 2016 году. Тогда будучи участником праймериз «Единой России», я ходил по дворам и постоянно слышал про одного депутата областного парламента, о котором люди говорили с добротой и теплотой. Слава Богу, я тоже стал депутатом Госдумы от Нижнедонского избирательного округа №150, куда входит и наш, Железнодорожный район, в котором мне посчастливилось жить. Я очень хочу, чтобы мои дети или внуки, участвуя, к примеру, в празднике 120-летия района услышали о своем потомке в моём лице тоже что-то хорошее, поэтому все силы буду на это класть».

Вместе с тем, не стоит забывать, что пока в Железнодорожном районе хватает, наряду с целым рядом преимуществ, и своих, сугубо местных, многолетних проблем. Например, аварийный и ветхий фонд, который нуждается в более бережном отношении, трамвайные остановочные комплексы, которых пока, к сожалению, на территории нашего района почти нет. В отличие, скажем, от соседнего Ленинского или Советского. Есть проблемы с транспортом, всё-таки один микроавтобус на весь 48-й маршрут, который является важной транспортной артерией для жителей «верхов» Железнодорожного района, невозможно мало. А перенос конечной остановки 50-го маршрута из Ленгородка на Часовой завод - в центр – и уменьшение количества микроавтобусов на маршруте - добавили проблем с транспортом и жителям «низов» «железки». Есть проблемы с «горячей» водой в новых микрорайонах. Проблемы, как говорится, есть. Как и у всех.

Но, тем не менее, в будущее Железнодорожный район смотрит с оптимизмом. "Ведущее место в нём, и правда, занимают предприятия, история и развитие которых неразрывно связаны с железной дорогой, - говорит секретарь местного политсовета "Единой России", депутат Ростовской-на-Дону городской Думы Евгений Иванов. - Это предприятия Ростовского отделения Северо-Кавказской железной дороги, которые вместе со «старыми» предприятиями района – ООО «Стапель», Электровозоремонтным заводом, ОАО «Моряк», ДОНТГМ, рыболовецким колхозом им. Мирошниченко и другими – являются главными работодателями для жителей района. Сегодня на карте района появились новые, современнейшие предприятия, которые без преувеличения можно назвать предприятиями 21 века. К таким относятся: агроиндустриальная компания «Астон», ОАО «ЮгРуси», ООО «Праймери-Дон», ЗАО «Международный донской порт». Качество их продукции соответствует мировым стандартам".

Новые предприятия – это новые рабочие места, и наполнение бюджета района, что положительно влияет на его социально-экономическое развитие. Всего в районе насчитывается более 7 тысяч хозяйствующих субъектов всех форм собственности.

В юбилейный день на территории «железки» прошло множество мероприятий. Среди них и церемония возложения цветов к мемориальному комплексу «Кумженская роща», где руководство района и жители отдали дань памяти Героям освободителям нашего города. И праздничный концерт на площадке, прилегающей к ТРК «Сокол», здесь выступили национальные коллективы, звучали песни молодых и ярких талантов, проходили костюмированные шоу. И праздник красок и цветов в парке Собино, и яхтенная регата, и много чего другого.

«Железнодорожный район – это вся моя осознанная жизнь, - поделился депутат Законодательного Собрания Ростовской области от Железнодорожного района Арутюн Сурмалян. - Мне было 23 года, когда я попал в команду первого главы района Николая Васильевича Шевченко и начал работать в интересах наших жителей. Скоро мне исполнился уже 52. Большая часть моей жизни прошла в «железке». Я люблю наш район и горжусь им. Это самое уютное, самое зелёное, самое чистое место в Ростове-на-Дону. Здесь прекрасные люди. Иной раз складывается ощущение, что жителям-то много и не нужно: элементарный достаток, уют, порядок, комфорт, человеческое внимание и все будут благодарны».

Как отметил в завершении праздничных мероприятий глава администрации Железнодорожного района Андрей Косенко, год назад он возглавил районную администрацию и взял курс на то развитие и благоустройство, которое было начато его предшественниками на данной должности.

«Я благодарю руководство области, города, депутатский корпус, Совет директоров и предпринимателей района, работников администрации, общественников, каждого жителя за возможность служить на благо района, города, области и Великой России, - подчеркнул Косенко. - Спасибо, что всегда оказываете необходимую поддержку. Цвети и развивайся любимый Железнодорожный район, а мы сделаем все для твоего дальнейшего развития».

Хочется верить, что юбилейный год станет новым вектором не только дальнейшего развития района, но и точкой отсчёта в постепенном решении текущих проблем, которые так волнуют жителей «железки». Вместе, как говорили на Руси, любая проблема по плечу. Поэтому единение власти и жителей, очевидно, должно принести свои плоды в дальнейшем на благо Железнодорожного района.